RusAtom
youtube
ENG
Главная Статьи Разработка математической модели системы подчиненного регулирования асинхронного электропривода с регулированием по потокосцеплению на базе REPEAT
06.06.2023
Разработка математической модели системы подчиненного регулирования асинхронного электропривода с регулированием по потокосцеплению на базе REPEAT

Организация управления в асинхронных электроприводных системах векторным управлением актуальна в транспортных и подъемных устройствах, а также в приводах подач различных моделей станков.

Это обусловлено тем, что векторное управление с двухконтурными каналами регулирования по скорости и потокосцеплению обеспечивает высокую точность и широкий диапазон регулирования скорости, а также высокие значения моментов.

В этой статье описан опыт моделирования системы подчиненного регулирования асинхронного электропривода на базе ПО REPEAT с использованием серийно выпускаемого электродвигателя МТКН 412-6.


Исходные данные для создания модели

Предполагается, что нагрузку необходимо вращать со следующей скоростью и ускорением:

- угловая скорость нагрузки image002.gif;

- угловое ускорение нагрузки image004.gif.

Привод оснащен редуктором, для начала примем:

- передаточное число image006.gif;

- КПД редуктора image008.gif

Также предполагается, что двигатель необходим для привода тяжелых грузов:

- статический момент сопротивления нагрузки Мн = 10000 Н ∙ м;

- момент инерции нагрузки image010.gif


1. Расчет мощности и выбор асинхронного электродвигателя

Исходя из требуемых параметров, указанных ниже, проводятся расчеты по выбору ЭД ДПТ и его динамической модели.

- требуемая угловая скорость нагрузки image012.gif

- требуемое угловое ускорение нагрузки image014.gif

- момент инерции нагрузки image016.gif

- статический момент сопротивления нагрузки image018.gif;

- КПД редуктора image020.gif.

1) Рабочая угловая скорость вращения нагрузки

image022.gif

2) Оценим приблизительную мощность асинхронного двигателя по формуле

image024.gif

С учетом требуемой мощности, выберем асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором типа МТКН 412-6. Справочные данные приведены в Таблице 1 ниже:

Таблица 1. Технические данные двигателя МТКН 412-6.

 

Мощность

Рном, кВт

Синхронная частота вращения n0, об/мин

Номинальная нагрузка

частота вращения

nн, об/мин

КПД

ηн, %

 

cosφн

30

1000

945

87,5

0,85

Мном, Н·м

Iпуск, А

Jдв, кг·image026.gif

303

820

0,63

1.1 Расчетные параметры электродвигателя

1.                 Синхронная угловая частота вращения двигателя

image028.gif

2.                 Номинальная частота вращения двигателя

image030.gif

3.                 Номинальное скольжение двигателя

image032.gif

4.                 Номинальный ток статора

image034.gif

1.2 Проверка на соответствие требований по скорости и моменту

Рассчитывается новое передаточное число редуктора по формуле

image036.gif

Проверяется выбранный ЭД на соответствие требований по скорости.

Проведем проверку выбранного ЭД на соответствие по скорости

image038.gif

image040.gif

Требования по скорости выполняются.

Проверяется выбранный ЭД на соответствие требований по моменту.

image042.gif

Допустимый момент составляет

image044.gif,

Тогда

image046.gif

Условие по соответствию момента выполняется.


2. Определение параметров схемы замещения электродвигателя по техническим данным электродвигателя

Справочные данные параметров приведены в Таблице 2 ниже для схемы на Рисунке 1:

Таблица 2. Параметры схемы замещения асинхронного двигателя

image048.gif

image050.gif

image052.gif

image050.gif

image054.gif

image056.gif

image058.gif

image050.gif

image060.gif

image050.gif

image062.png

image064.gif

image050.gif

image066.gif

image050.gif

image068.gif

image070.gif

0,219

0,169

image072.gif

0,214

0,229

image074.gif

6,082

0,403

image076.gif

image078.jpg

Рисунок 1. Схема замещения асинхронного двигателя

Ток статора двигателя при частичной нагрузке

image080.gif

где image082.gif¾ коэффициент загрузки двигателя, примем image084.gif

image086.gif¾ коэффициент загрузки двигателя, примем image088.gif

Коэффициент мощности при частичной нагрузке:

image090.gif

Теперь определим ток холостого хода асинхронного двигателя:

image092.gif

Далее, для определения активного сопротивления обмотки ротора, приведенного к обмотке статора, необходимо определить критическое скольжение, коэффициенты image094.gif и image096.gif (коэффициенты, определяющие конструктивные особенности АД).

Критическое скольжение:

image098.gif

где image100.gif – коэффициент, значение которого находится в диапазоне 0,6–2,5, принимаем b =1.

Коэффициенты:

image102.gif

image104.gif

Активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к обмотке статора АД:

image106.gif

Активное сопротивление статорной обмотки:

image108.gif

Далее определим индуктивные сопротивления. Для начала необходимо определить коэффициент image110.gif с помощью которого определяется индуктивное сопротивление КЗ:

image112.gif

тогда

image114.gif

Индуктивное сопротивление статорной обмотки:

image116.gif

Индуктивность обмотки статора, обусловленная потоком рассеяния, в номинальном режиме:

image118.gif

Рассчитаем индуктивное сопротивление роторной обмотки, приведенное к статорной:

image120.gif

Обусловленная потоком рассеяния индуктивность обмотки ротора:

image122.gif

Согласно векторной диаграмме ЭДС ветви намагничивания Е1, наведенная потоком воздушного зазора в обмотке статора в номинальном режиме, равна:

image124.gif

Индуктивное сопротивление контура намагничивания:

image126.gif

Результирующая индуктивность:

image128.gif


3. Выбор частотного преобразователя

Далее выбирается преобразователь частоты, важного элемента силового канала системы электропривода. Для данной системы выбираем преобразователь частоты Dyna-Hoist V (vector) 55 F 34–A. Справочные данные параметров приведены в Таблице 3 ниже:

Таблица 3. Параметры преобразователя частоты

Параметры питающей сети

Выходной частоты

Выходной ток

image130.gif, В

image132.gif, Гц

image134.gif, Гц

image136.gif, А

image138.gif, А (60 с)

380-500

50/60

0-120

150

225


Условия проверки правильности преобразователя частоты проводятся относительно электромеханической характеристик разомкнутой системы электропривода, с помощью которых определяют максимальный ток статора. Проведем упрощение и примем допустимый ток статора равный:

image140.gif

Условия проверки правильности выбора преобразователя частоты:

image142.gif

image144.gif

image146.gif

image148.gif

Требования соблюдаются, преобразователь частоты выбран подходящий.


4. Силовой канал электропривода

Структурная схема силового канала непрерывной линеаризованной системы ПЧ–АД во вращающейся системе координат, ориентированной по результирующему вектору потокосцепления ротора приведена на рисунке 2. Управляющими сигналами на входе преобразователя структурной схемы силового канала являются напряжения постоянного тока. Выходные напряжения преобразователя представляют собой составляющие напряжения статора image150.gif и image152.gif в ортогональной системе координат d, q, ориентированной по результирующему вектору потокосцепления ротора image078.png.

image156.gif

Рисунок 2. Структурная схема силового канала системы ПЧ-АД во вращающейся двухфазной системе координат, ориентированной по результирующему вектору потокосцепления ротора


4.1. Расчет параметров элементов структурной схемы силового канала электропривода

4.1.1 Расчет параметров двигателя

Эквивалентные индуктивности обмоток:

- статора:

image158.gif

- ротора:

image160.gif

Коэффициент рассеяния:

image162.gif

Эквивалентное сопротивление:

image164.gif

Электромагнитные постоянные времени:

image166.gif

image168.gif

Номинальный поток двигателя:

image170.gif

Значение номинального тока image172.gif, А:

image174.gif

Значение номинального тока image176.gif, А:

image178.gif

Максимально допустимое значения тока image176.gif, А:

image180.gif

4.1.2 Расчет параметров преобразователя

Максимальное значение коэффициента усиления преобразователя:

image182.gif

где image184.gif максимальное значение напряжения управления, В. Принимается равным 10 В.

Эквивалентная постоянная времени преобразователя

image186.gif

где image188.gifнесущеая частота инвертора, Гц. Принимается равным 8 кГц.


5. Линеаризованная САУ частотно-регулируемого асинхронного электропривода при векторном регулировании скорости

Структурная схема линеаризованной непрерывной САУ частотно-регулируемого электропривода с векторным управлением приведена на Рисунке 3.

На схеме приняты следующие обозначения:

image190.gif, image192.gif, image194.gifпередаточные функции регуляторов тока, потокосцепления и скорости;

image196.gif коэффициент обратной связи по току, image198.gif;

image200.gif коэффициент обратной связи по потокосцеплению ротора, image202.gif;

image204.gif коэффициент обратной связи по скорости, image206.gif;

Малая постоянная времени цепи обратной связи по току

image208.gif

где image210.gif интервал сглаживания результатов измерения тока, в котором image212.gif принятое количество периодов частоты квантования в интервале измерения тока.

Малая постоянная времени цепи обратной связи по потокосцеплению

image214.gif

где image216.gif интервал расчета потокосцепления, в котором image218.gif принятое количество периодов частоты квантования в интервале расчета потокосцепления.

Аналогично рассчитывается малая постоянная времени цепи обратной связи по скорости с image220.gif.

image222.gif

image224.jpg

Рисунок 3. Структурная схема линеаризованной САУ частотно-регулируемого асинхронного электропривода при векторном регулировании скорости

5.1 Настройка контура потокосцепления (КП)

При оптимизации контура потокосцепления внутренний оптимизированный замкнутый контур тока представлен усеченной передаточной функцией 1-го порядка

image226.gif

где image228.gifэквивалентная постоянная времени оптимизированного контура тока.

На Рисунке 4 и Рисунке 5 ниже приведена структурная схема контура потокосцепления и динамическая модель контура на платформе REPEAT

 

image230.jpg

 

Рисунок 4. Структурная схема контура потокосцепления

 

image232.jpg

 

Рисунок 5. Схема динамической модели контура потокосцепления

 

Контур потокосцепления характеризуется одной большой постоянной времени в прямом канале image234.gif и малыми постоянными времени в прямом канале image236.gifи в цепи обратной связи image238.gif.

В качестве регулятора потокосцепления принимаем ПИ-регулятор с передаточной функцией:

image240.gif

и настраивается на модульный оптимум:

image242.gif

image244.gif

где image246.gif эквивалентная малая постоянная времени контура потока:

image248.gif

image250.gif коэффициент обратной связи по току:

image252.gif

где image254.gif максимальное значение напряжение задания на входе КП;

image256.gifкоэффициент оптимизации контура потокосцепления.

5.1.1 Анализ переходной характеристики КП

Строится переходная характеристика КП по задающему воздействию. Значение задающего воздействия на Кп image258.gif= 10 В (см. Рисунок 6).

 

image260.jpg

 

Рисунок 6. Переходная характеристика контура потокосцепления по задающему воздействию

 

Максимальное отклонение потокосцепления ЭД image262.gifВб установившееся значение image264.gif Вб.

Ожидаемое значение перерегулирования image266.gif при настройке на оптимум по модулю image268.gif

Перерегулирование σкп:

image270.gif

Отклонение от ожидаемого значения составляет image272.gifи принимается допустимым.

Время нарастания полученной характеристики image274.gif:

image276.gif

Расчетное значение image274.gif:

image278.gif

Отклонение измеренного и рассчитанного значения image280.gif:

image282.gif

Отклонение по image274.gif допустимое. Настройка контура потокосцепления на оптимум по модулю проведена успешно.

5.2 Настройка контура скорости (КС)

При оптимизации контура скорости внутренний оптимизированный замкнутый контур тока также, как и в КП представлен усеченной передаточной функцией 1-го порядка:

image226.gif

где image228.gifэквивалентная постоянная времени оптимизированного контура тока.

Структурная схема контура скорости и схема динамической модели контура приведены на Рисунке 7 и Рисунке 8 ниже.

image284.jpg

Рисунок 7. Структурная схема контура скорости

image286.gif

Рисунок 8. Схема динамической модели контура скорости

Так как электромагнитный момент ЭД при векторном управлении формируется на основе потокосцепления ротора и тока статора:

image288.gif

Полная схема динамической модели электропривода имеет вид (см. Рисунок 9):

 

image290.jpg

 

Рисунок 9. Схема динамической модели линеаризованной САУ частотно-регулируемого асинхронного электропривода при векторном регулировании скорости

 

В качестве регулятора скорости принимается ПИ-регулятор с передаточной функцией:

image292.gif

и предварительно настраивается на симметричный оптимум:

image294.gif

image296.gif

где:

image298.gif эквивалентная малая постоянная времени контура скорости:

image300.gif

image302.gif коэффициент обратной связи по току:

image304.gif

image306.gif максимальное значение напряжение задания на входе КС;

image308.gifкоэффициент оптимизации контура скорости.

5.2.1 Анализ переходной характеристики КС

 

Для анализа переходной характеристики КС необходимо рассмотреть следующий график, полученный при моделировании на ПО REPEAT (см. Рисунок 10):

 

image310.jpg

 

Рисунок 10. Переходная характеристика контура скорости по задающему воздействию без входного фильтра

 

Перерегулирование составляет

image312.gif

Перерегулирование значительное, необходима установка входного фильтра. Следует установить два сглаживающих фильтра с передаточными функциями вида:

image314.gif

где постоянная времени выбирается из условия:

image316.gif

image318.gif

Оптимизированная схема динамической модели контура скорости ЭП ( (см. Рисунок 11) примет вид:

image320.jpg

Рисунок 11. Схема динамической модели контура скорости с двумя входными фильтрами

Показатели переходной характеристики оптимизированного контура (см. Рисунок 12) заметно улучшатся.

 image164.png

Рисунок 12. Переходная характеристика контура скорости по задающему воздействию с входными фильтрами

 

Настройка контура скорости с двумя фильтрами на входе близка к точной настройке на МО системы 3–го порядка. Контур скорости представляет собой астатическую систему 1–го порядка по управлению и обеспечивает точную отработку заданного значения скорости.

Перерегулирование σкс:

image322.gif

Отклонение от ожидаемого значения составляет image324.gifи принимается допустимым.

Время нарастания полученной характеристики image326.gif:

image328.gif

Расчетное значение image330.gif:

image332.gif

Отклонение измеренного и рассчитанного значения image334.gif:

image336.gif

Отклонение по image330.gif допустимое. Настройка контура скорости проведена успешно.


Результаты моделирования

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о возможности создания динамической модели асинхронного электропривода с векторным управлением и настройки контуров скорости и потокосцепления путем синтеза регуляторов и сглаживающих фильтров, используя возможности ПО REPEAT. Также с его помощью возможно проведение анализа переходных характеристик контуров, c определением основных показателей качества таких как перерегулирование и время нарастания для серийно выпускаемых изделий типа асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.