RusAtom
youtube
ENG
Главная Статьи Исследование и верификация модели литий-ионного аккумулятора в ПО РЕПИТ
11.08.2023
Исследование и верификация модели литий-ионного аккумулятора в ПО РЕПИТ

Устройства для хранения электрической энергии – электрические аккумуляторы – являются важной частью множества современных электрических систем. Они используются в электрических транспортных средствах, являются важной частью систем транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, находят применение, как часть электрических систем с генерацией через возобновляемые источники энергии и т.д.

Таким образом, модель электрического аккумулятора представляет собой один из базовых элементов моделей разнообразных устройств, систем и установок и уже является частью библиотеки ПО РЕПИТ. Данная статья посвящена описанию и верификации данной модели и структурно включает в себя следующие основные части:

  • Описание математических выражений, лежащих в основе модели;

  • Верификация результатов расчёта в установившемся режиме через сравнение с паспортными характеристиками литий-ионного аккумулятора Panasonic NCR-18650B;
  • Верификация результатов расчёта в динамике через сравнение с исследованиями в [1].


Вводная информация по структуре модели и математическим выражениям

В ПО РЕПИТ реализована модель литий-ионного аккумулятора. Процесс разряда такого аккумулятора описывается выражением (1):

image002.png

Данная модель достаточно точно отражает динамику выходного напряжения при изменении тока аккумулятора и учитывает напряжение холостого хода аккумулятора через постоянную напряжения аккумулятора и слагаемое поляризационного напряжения [1].

Процесс заряда аккумулятора описывается выражением (2):

image004.png

В данных формулах:

image006.png – постоянная напряжения аккумулятора (В);

image008.png – постоянная поляризации (image010.png);

image012.png – ёмкость аккумулятора (image014.png);

image016.png – действительный заряд аккумулятора (image014.png);

image018.png – амплитуда экспоненциальной зоны (В);

image020.png – обратная постоянная времени экспоненциальной зоны (image022.png);

image024.png – внутреннее сопротивление (Ом);

image026.png – ток аккумулятора (А);

image028.png - отфильтрованный ток аккумулятора (А).

Данное выражение позволяет учесть скачок напряжения аккумулятора при достижении полного заряда через слагаемое поляризационного сопротивления.


Верификация расчётов в установившемся режиме на основании паспортных характеристик

Для верификации модели литий-ионного аккумулятора в установившемся режиме были использованы данные из паспортных характеристик разряда аккумулятора Panasonic NCR-18650B [2].

Для сравнения в ПО РЕПИТ были рассчитаны характеристики разряда аккумулятора при двух величинах разрядного тока: равном току ёмкости (image030.png), и равном удвоенному току ёмкости (image032.png).

Важно отметить, что паспортные кривые были построены как зависимости выходного напряжения аккумулятора от ёмкости, ушедшей на его разряд, в то время как на кривых из ПО РЕПИТ заряд и напряжение аккумулятора представлены в виде отдельных графиков.

Вышеописанные характеристики представлены на Рисунке 1.

image033.png

Рисунок 1 – Разрядные характеристики аккумулятора Panasonic NCR-18650B, полученные из паспорта (верхний график) и через расчёт в ПО РЕПИТ

Параметры модели приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Параметры модели литий-ионного аккумулятора в ПО РЕПИТ

image006.png

image024.png

image008.png

image018.png

image020.png

В

Ом

image036.png

В

image038.png

3.3660

0.0100

0.0076

0.2642

26.5487

Сравнивая полученные модели, можно отметить схожесть характера изменения кривых и диапазона изменения их значений. В то же время необходимо отметить большие значения начальных напряжений у паспортных характеристик и более резкое их искривление при приближении к полному разряду. В то же время, несмотря на незначительные отклонения значений, как паспортные характеристики, так и модель сходятся к напряжению 2.5 В при приближении аккумулятора к полному разряду.


Верификация расчётов в динамике на основании аналогичных исследований

Для оценки полученной модели в области динамического отклика был воспроизведён эксперимент, описанный в [2]. В нём токовая нагрузка аккумулятора менялась ступенчато, разряжая и заряжая его. Ток варьировался от значения в 2.8 А (разряд батареи) до -2.8 А (заряд батареи), повторяясь периодически в течение 9000 с. Для верификации была рассмотрена только часть кривой изменения тока в диапазоне от 0 до 2000 с.

График изменения токовой нагрузки аккумулятора приведён на Рисунке 2, кривая изменения уровня его заряда – на Рисунке 3, а кривая изменения выходного напряжения представлена на Рисунке 4. Результаты, полученные автором статьи [1], изображены на Рисунке 5.

image040.jpg

Рисунок 2 – График изменения тока нагрузки, в А, во времени, в с

image042.jpg

Рисунок 3 – Кривая изменения уровня заряда аккумулятора, в %,
во времени, в с

image044.jpg

Рисунок 4 – Кривая изменения выходного напряжения аккумулятора, в В,
во времени, в с

image046.jpg

Рисунок 5 – Кривые изменения параметров модели батареи
в верификационной статье

Полученные графики демонстрируют общие тенденции. Также кривые как в ПО РЕПИТ, так и в работе [2] меняются в схожих диапазонах с небольшими отклонениями.

Таким образом, основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод от достоверности результатов моделирования литий-ионного аккумулятора в ПО РЕПИТ как в статических режимах, так и в динамических.


Список источников

  1. Спецификация паспортных характеристик аккумулятора Panasonic NCR-18650B https://www.imrbatteries.com/content/panasonic_ncr18650b-2.pdf

  2. Статья Tremblay O. Experimental Validation of a Battery Dynamic Model for EV Applications // World Electric Vehicle Journal. – 2009. – Vol. 3, no. 2. – P. 289-298. DOI: 10.3390/wevj3020289