RusAtom
22.06.2021
Ядерная инфраструктура в Бангладеш как фактор устойчивого развития
Авторы: Толчеева В.А., Дхар А.П.

В 2021 году Народная Республика Бангладеш празднует 50-летие страны и 100-летие Шейха Муджибура Рахмана, первого президента и отца-основателя Бангладеш. Страна относительно молодая, представляет самое динамично развивающееся южноазиатское государство c населением более 165 млн чел. по состоянию на начало 2021 года и экономикой, растущей в среднем на 7% в год. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, вызванную пандемией коронавируса в 2020 и 2021 годах, страна демонстрирует растущую потребность в электроэнергии, устойчивое социально-экономическое развитие, увеличение дохода на душу населения и снижение уровня бедности.

Правительство страны принимает меры для решения проблем в энергетическом секторе, о чем свидетельствуют слова Мохаммеда Хосейна, генерального директора отдела реформирования энергетики при департаменте энергетики Министерства электроэнергетики, энергетики и природных ресурсов Народной Республики Бангладеш: «Мы твердо уверены, что сможем удовлетворить свой спрос на электроэнергию с использованием устойчивых зеленых технологий» . В 2020 году руководством страны принят комплексный план развития «Perspective Plan of Bangladesh 2021-2041», направленный на борьбу с плохой экологией, ограниченными природными ресурсами и с регулярными природными катаклизмами, в том числе спровоцированными изменениями климата. Усилия в достижении Повестки 2030 дополняет стремление Бангладеш стать страной с доходом выше среднего к 2031 и развитым государством к 2041 году.

Согласно Добровольному национальному обзору Бангладеш (ДНО), опубликованному в 2020 году, проект сооружения АЭС «Руппур» входит в перечень проектов по развитию энергетического сектора НРБ и вносит значительный вклад в приоритетные для Бангладеш цели устойчивого развития. К примеру, АЭС Руппур призван обеспечить 4 % от общего объема выработки электроэнергии к 2030 году, обеспечивая доступ к электричеству 100% населения, выполняя Цель 7 «Недорогостоящая и чистая энергия». Страна стремится к выполнению и иных Целей устойчивого развития - Цель 12 «Ответственное потребление и производство», Цель 13 «Борьба с изменением климата», Цель 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура». Цель 8 «Достойная работа и экономический рост» - в рамках реализации проекта АЭС на территории Бангладеш численность персонала из числа местных жителей составляет порядка 7 000 чел., при этом ожидаемое количество местных специалистов после окончания сооружения - 2 500 чел. Цель 4 «Качественное образование» достигается в рамках развития кадрового потенциала и повышения компетенций специалистов атомных профессий, что говорит об ответственной позиции руководства страны к решению как глобальных вопросов мирового развития, так и заботе о своих гражданах, человекоцентричном подходе.

В 2016 году между Правительством Российской Федерации и Правительством Народной Республики Бангладеш (НРБ) подписано Соглашение о сотрудничестве в строительстве атомной электростанции , первой атомной электростанции в стране, строящейся силами Госкорпорации «Росатом». Впервые применена уникальная интеграционная система межправсоглашений и дополнительных протоколов, обеспечивающая эффективную реализацию ядерно-энергетической программы Бангладеш, в целях выполнения требований, предъявляемых к ядерной безопасности, физической безопасности и применению гарантий в связи с использованием ядерных материалов, обращению ОЯТ и РАО, развития и планирование кадрового потенциала, сервисного обслуживания.

Решение о реализации ядерно-энергетической программы (ЯЭП) основывается на приверженности использовать ядерную энергию безопасно, надежно и в мирных целях. Признавая приоритет безопасности при использовании атомной энергии, НРБ вступила в МАГАТЭ в 1972 году. В феврале 1973 года указом Президента НРБ была учреждена Комиссия по атомной энергии (Bangladesh Atomic Energy Сommission - BAEC) . 18 июня 2010 года Правительство НРБ одобрило подготовленный BAEC при содействии МАГАТЭ Национальный план действий по сооружению АЭС «Руппур» (BANPAP 2010) , согласно которому создан Национальный комитет по ядерной энергии (NNPC), являющийся организацией - исполнителем ЯЭП в качестве правительственной организации для координации и реализации ЯЭП НРБ и проекта сооружения первой АЭС на всех этапах развития проекта сооружения и эксплуатации АЭС. Законом от 2012 года № 19 учрежден компетентный независимый орган НРБ, регулирующий деятельность в области использования атомной энергии, BAERA. Верхне-уровневая структура ЯЭП включает себя Правительство НРБ, Министерство науки и технологий НРБ, Бангладешскую комиссию по атомной энергии (BAEC), Комиссию по регулированию энергетики Бангладеш (BAERA) и 25 тематических министерств и ведомств.

14 октября 2019 года Кабинет министров НРБ утвердил Национальную политику по обращению с РАО и ОЯТ (National Policy for the management of radioactive waste and spent nuclear fuel. Government of Bangladesh) , согласно которой НРБ придерживается стратегии замкнутого топливного цикла с концепцией отправки ОЯТ в страну-поставщика ядерного топлива. 30 ноября 2020 года в НРБ был утвержден Национальный план обеспечения аварийной готовности и защиты населения в случае радиационной аварийной ситуации НРБ.

Российская Федерация как ответственный поставщик атомной технологии оказывает полное содействие в создании и совершенствовании национальной ядерной инфраструктуры партнера. Это обязательство включает создание устойчивой национальной инфраструктуры, обеспечивающей государственную, нормативно-правовую, регулирующую, управленческую, технологическую, кадровую поддержку, а также поддержку промышленности и заинтересованных сторон ЯЭП на протяжении всего ее жизненного цикла для реализации проекта в установленные сроки, выявления и управления рисками, получения одобрения по проекту от всех ключевых стейкхолдеров, включая международное экспертное сообщество и экспертов МАГАТЭ.
В 2020 году силами генподрядчика АО ИК «АСЭ» с привлечением отраслевого интегратора по ЯИ АО «Русатом Сервис» совместно с отраслевым экспертным сообществом проведен всесторонний анализ состояния элементов национальной ЯИ с целью определения инфраструктурных дефицитов, разработки рекомендаций по развитию ЯИ НРБ для эффективной реализации проекта сооружения АЭС «Руппур», в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ. Анализ проводился в рамках межведомственного проекта , сформирован Интегрированный план российского содействия в целях подготовки к миссиям МАГАТЭ и координацию деятельности ключевых участников проекта как от российской стороны, так и от стороны иностранного партнера.

Ферапонтов А.В., заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: «Идет конструктивное взаимодействие с бангладешским регулятором BAERA, согласно подходу МАГАТЭ наши партнеры ориентируются на российскую нормативную базу с последующей стратегической целью по выпуску собственных национальных нормативов. По запросу BAERA в конце 2021 года запланирована IRRS-миссия МАГАТЭ, нацеленная на укрепление и повышение эффективности инфраструктуры регулирования в области ядерной и радиационной безопасности. В 2022 году запланированы еще 3 миссии МАГАТЭ, в рамках которых будет оцениваться инфраструктура НРБ в области использования атомной энергии по конкретным направлениям – в 1 квартале ISSAS, анализ государственной системы учета и контроля ядерного материала, 2 квартале IPPAS по оценке системы физической защиты и в 3 квартале 2022 EPREV по рассмотрению системы аварийной готовности и реагирования на национальном уровне. Проведенный в 2020 году анализ по оценке ЯИ управления и регулирования с учетом международной методологии и практик выявил области для возможных улучшений, разработана Дорожная карта в привязке к ключевым событиям и графику лицензирования Проекта, призванная синхронизировать усилия всех участников Проекта и вовлеченных ведомств РФ, в том числе для подготовки к миссиям МАГАТЭ».
Черняховская Ю.В., заместитель генерального директора по ядерной инфраструктуре АО «Русатом Сервис»: «В проведении комплексной оценки национальной ЯИ НРБ было вовлечено более 60 экспертов по ЯИ из 21 отраслевой организации, по итогам работы разработана Дорожная карта содействия в совершенствовании ЯИ НРБ для АЭС «Руппур» с горизонтом планирования 10 лет для 50 ключевых стейкхолдеров НРБ в привязке к графику проекта сооружения и лицензирования АЭС «Руппур».
Неотъемлемой частью выстраивания национальной ядерной инфраструктуры Бангладеш является развитие человеческих ресурсов для обеспечения эффективной и безопасной реализации программы атомной энергетики. Кадровые ресурсы также являются значимым элементов ядерной инфраструктуры.
  
По запросу бангладешской стороны мы готовим серию технических туров в Российскую Федерацию для передачи опыта и обмена лучшими практиками направлениям пожарной безопасности, аварийной готовности и реагирования, внешних коммуникаций и кибербезопасности».
Вице-президент — директор проекта по сооружению АЭС «Руппур» А.В. Дерий: «В сентябре 2021 запланирована важная веха для проекта АЭС «Руппур» - установка в проектное положение корпуса реактора энергоблока № 1. Помимо этого в апреле 2021 года с завода-изготовителя были отгружены корпус реактора и комплект из 4-х парогенераторов для энергоблока № 2. Несмотря на пандемию нам важно пустить станцию в срок и приложить все усилия для получения лицензии на эксплуатацию. Проект АЭС «Руппур» находится в активной стадии реализации, необходима слаженная работа всех ключевых Сторон проекта как с российской, так и с бангладешской стороны.»